Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
· Декларация прав ребенка
· Конвенция ООН о правах ребенка
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов:
· Семейный Кодекс РФ
· Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
· Закон «Об образовании»
Защита прав ребенка
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:
|
Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка |
|
Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию |
|
Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием |
|
Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития |
|
Защиту ребенка от сексуального посягательства |
|
Защиту ребенка от других форм жестокого обращения |
|
Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения |
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
|
За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних |
|
За преступление против семьи и несовершеннолетних |
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
Закон РФ «Об образовании» утверждает:
|
Право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» |
|
Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое«насилие над личностью обучающегося или воспитанника» |
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ГРУПП РИСКА, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
ПЛАН РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ РАННЕГО СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА 2022 - 2023 УЧ.ГОД
Организация работы в ДОУ с семьями,
находящихся в социально опасном положении
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (руководителя ДОУ, методиста (старшего воспитателя), воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ |
|
Утомленный, сонный вид |
|
Санитарно-гигиеническая запущенность |
|
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания |
|
Неумеренный аппетит |
|
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии |
|
Привлечение внимания любым способом |
|
Чрезмерная потребность в ласке |
|
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием |
|
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками |
|
Трудности в обучении |
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ
ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ |
|
В боязливости ребенка |
|
В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков |
|
В сосании пальца, раскачивании |
|
В боязни идти домой |
|
В жестоком обращении с животными |
|
В стремлении скрыть причину травм |
12 декабря День конституции